Основные сведения
О подразделении

10 июля 1991 г. в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта на основании решения ученого совета была создана кафедра «Социология управления и социальная психология», которую возглавила д.ф.н., профессор В.Ф. Иванова.

Коллектив кафедры в 1990-е годы

Создание новой кафедры отвечало требованиям совершенствования системы гуманитарной подготовки молодых специалистов для железнодорожного транспорта, а также потребностям общества в новых специалистах в сфере управления производства.

В 1992 г. при кафедре была открыта аспирантура по специальности «Социология управления», которая осуществляет подготовку молодых ученых для России и зарубежных стран.

В 1998 г. были открыты специальности «Психология», «Социология», «Государственное и муниципальное управление». К 2009 г. подготовлено около 900 специалистов по государственному и муниципальному управлению, социологии, психологии.

В 2002 г. кафедра вошла в состав Гуманитарного института.

Выпускающая кафедра «Психология, социология, государственное и муниципальное управление» с 2012 г. осуществляет подготовку бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Срок обучения: 4 года. Форма обучения: очная.

Профили:

  1. Управление государственными и общественными процессами.
  2. Государственная и муниципальная служба.
  3. Региональное управление.
  4. Информационно-документационное обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Государственное и муниципальное управление в социальной сфере.
  6. Муниципальное управление.
  7. Коммуникации в государственном и муниципальном управлении.
  8. Антикризисное управление.

В настоящее время заведующей кафедрой является доктор философских наук, профессор Иванова Валентина Федоровна – «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Почетный железнодорожник», Почетный работник высшего профессионального образования России».

Коллектив кафедры в 2006 г.Коллектив кафедры в 2010 г.

Учебно-методическая работа кафедры

Основным направлением учебно-методической работы является подготовка учебников, учебных пособий и методических рекомендаций, монографий, проведение научных конференций, статей, докладов и тезисов. Только в 2008 г. было подготовлено 5 монографий, 14 учебных пособий, 2 учебника, хрестоматия, 39 статей, 65 тезисов и других методических изданий, общий объём около 300 п.л. Среди них: учебник «Возрастная психология» (Психология развития и возрастная психология), монография «Корпоративное управление», учебное пособие «Глобализация и мультикультуризм» и др.

Процесс обучения осуществляется с использованием современных электронных средств. В компьютерных и мультимедийных классах установлены программы по следующим дисциплинам: социология, теория измерений и анализ данных в социологии, методика и методология социологических исследований, психодиагностика, возрастная психология, общая психология и психологический практикум, исследование систем управления и др. Широко применяются тренинги и видеотренинги работы психолога в малых группах, направленные на формирование эмоциональной устойчивости личности. При кафедре имеется учебная лаборатория, библиотека, насчитывающая свыше 30 тыс. экземпляров учебников и учебных пособий по специальностям «Психология», «Социология», «Государственное и муниципальное управление».

Для обучения и контроля текущей успеваемости студентов с 2005г. введены в учебный процесс система РИТМ и задания в тестовой форме.

Одним из важнейших средств повышения качества обучения является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Формы вовлечения студентов в НИРС весьма разнообразны: научно-практические конференции, смотры-конкурсы, задания на производственной практике, лабораторные, курсовые и дипломные работы, научные кружки (СНО). С 2000г. на кафедре действует СНО по специальности «Психология». Студенты выполняют прикладные исследования, принимают участие в семинарах совместно с работниками Центра восстановительной медицины при ЦКБ по проблемам психологической реабилитации лиц, пострадавших в военных действиях. Студенты активно участвуют в традиционных ежегодных научных конференциях МИИТа («Неделя науки»), на которые выносятся лучшие работы с компьютерной презентацией. В качестве докладов и оппонентов выступают на них более 60 студентов ежегодно.

Пленарное заседание секции «Психология, социология, государственное и муниципальное управление» научно-практической конференции «Наука МИИТа – транспорту. 2010».

Достижения кафедры за последние годы:

1. Подготовка кадров

  • На кафедре по трем специальностям обучается около 700 студентов
  • В 2008-2009 гг. было выпущено свыше 230 специалистов, из них на «отлично» защитили дипломы – 72 человека; на «хорошо» защитили дипломов – 100 человек. Дипломы с отличием получили около 40 выпускников.

Дипломники принимают участие в конкурсе квалификационных выпускных работ Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа). В 2009г. награждены почетными дипломами, три работы были рекомендованы на второй тур конкурса. Дипломная работа по специальности «Социология» студентки Лагуниной Н.В. была выполнена по заданию организации ООО «Жилэкс-сервис». Рекомендации, отраженные в дипломной работе приняты к внедрению.

В 2005г. студенты V-го курса Корниловская Н.И., Корнеева А.А., Обухова Я.И., Нечай Т.А., Кольцова А.И., Богородская К.Ю., Колупаев И.В., Чеклянов С.Н. участвовали в социологических исследованиях, посвященных изучению покупательского спроса торгового комплекса «Галерея Аэропорт» г.Москвы. Кроме того Корниловская Н.И. была в составе комиссии МЧС России по оказанию психологической помощи населению Беслана.

За высокие показатели в учебной и научной работе студентка группы ГПС-311 Ибрагимова А.Ш. была удостоена стипендии Бетанкур.

В 2007-2008 гг. студентка Каверина Ю.Ю. (специальность «Государственное и муниципальное управление») входила в состав Совета по молодёжной политике Бутырского района и исполняла обязанности дублёра главы управы, выиграв конкурс «Дублёры глав управ» на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы, направленного на создание организационных условий формирования гражданского самосознания в молодёжной и студенческой среде.

2. Кафедра уделяет внимание подготовке кадров высшей квалификации. За последние 10 лет на кафедре подготовлены 2 доктора наук и 3 кандидата наук, которые вносят достойный вклад в развитие научных исследований и повышение качества образования молодых специалистов.

Систематически ежегодно преподаватели кафедры проходят повышение квалификации, связанное с компьютеризацией учебного процесса и внедрением новых методик и технологий в обучение студентов. В 2009 г. 3 преподавателя прошли краткосрочное обучение в МГУПС по программе «Технологии электронного (дистанционного) обучения в объеме 72 часов.

В 2008 г. три преподавателя кафедры представили на конкурс МИИТа «Инновационные технологии в учебном процессе» банк задания в тестовой форме, которые прошли апробацию в центре АСТ Министерства Образования и науки по учебным дисциплинам – «Демография», «Социальная психология» и «Общая социология». Работа преподавателей была удостоена третьего места, отмечена дипломами и денежной премией.

Доценты кафедры Быков М.Ю. и Стерлигова О.П. на межвузовской конференции по проблемам инновационных методов обучения.

Значительное развитие на кафедре получили эмпирические исследования, предметом которых является изучение социально-психологических особенностей личности и поведения студенческой молодёжи с целью разработки эффективных педагогических методов и обучения и воспитания. Одним из таких исследований является работа «Нравственный портрет студенческой молодёжи», проведенная под руководством доц. Шилкиной И.С. в нескольких московских вузах. Аспирант Ярина Е.В. проводила в МИИТе исследование ценностных ориентаций студенческой молодёжи. Аспирант Ковзиридзе М.А. в 2009 г. в МИИТе проводила социологическое исследование по изучению мотивации студенческой молодёжи.

Предметом исследования, проведенного под руководством доц. Стерлиговой О.П., стало изучение индивидуальной психофизиологической устойчивости человека к определенным факторам окружающей среды. В результате работы была установлена взаимосвязь сенсорных процессов с личностными качествами и психологическими особенностями зрительной адаптации у лиц, занятых в системе «человек-машина».

Кафедра ведет плодотворную работу по подготовке и переподготовке специалистов на международном, федеральном и отраслевом уровне. Подготовка научных и инженерных кадров для зарубежных стран осуществляется со дня основания кафедры. За это время подготовлено более 100 иностранных специалистов. Профессорско-преподавательский состав обеспечивает гуманитарную подготовку инженерных кадров системы дополнительного образования и повышения квалификации работников железнодорожного транспорта при кафедрах «Путь и путевое хозяйство», «Грузовые перевозки», «Автоматика и телемеханика» в Российской академии путей сообщения (РАПС). Кафедра проводит повышение квалификации психологов Московской железной дороги.

Кафедра уделяет большое внимание развитию международного сотрудничества по линии образования и научной деятельности.

В 2008 г. доц. Стерлигова О.П. участвовала в культурно-деловом обменм в рамках международной программы «Висби» между Квитфельдской гимназией и МИИТом.

Доц. Хомякова И.А. принимает участие в ряде международных проектов по линии РФФИ (России и Японии), НИИ антропологии МГУ им. М.В.Ломоносова с Пловдивским университетом «Паиссий Химндарский».

Доц. Гребенникова Н.В. проводит работу в рамках научно-исследовательского проекта совместно с Центром здоровья матери и ребенка г.Торонто (Канада).

Современный период развития общества характеризуется всё возрастающим влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Несомненно, компьютер в образовании рассматривается как вспомогательный инструмент обучения, он увеличивает  интеллектуальные возможности учащихся, расширяет кругозор, формирует мировоззрение, облегчает поиск и систематизацию новой информации, становится посредником в процессе коммуникации, проводником в виртуальную жизнь

Публикации кафедры в последние годы: DOC документ MS Word