Основные сведения
О подразделении

Кафедра занимается научными основами технологии изготовления, ремонта и сервисного обслуживания транспортных средств. В рамках данного направления кафедра проводит обучение студентов, а также ведет большой объем научно исследовательских работ и повышение квалификации работников транспортных предприятий.

Образовательные программы
  • Специальность 23.05.03 Подвижной состав железных дорог (Технология производства и ремонта подвижного состава);
  • Направление 15.03.01 Машиностроение (Цифровые сервисы и технологии в транспортном машиностроении);
  • Направление 15.03.01 Машиностроение (Технология машиностроения);
  • Направление 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (Технология машиностроения);
  • Направление 43.03.01 Сервис (Сервис на транспорте);
  • Направление 23.04.02 Наземные транспортно-технологические комплексы (Сервис транспортно-технологических комплексов);
  • Направление 15.04.01 Машиностроение (Технология машиностроения).
Преподаваемые дисциплины
  • Технология транспортного машиностроения;
  • Технология производства и ремонта подвижного состава;
  • Материаловедение и технология конструкционных материалов;
  • Механические и физико-технические методы обработки;
  • Технологическая оснастка предприятий по производству и ремонту подвижного состава;
  • Автоматизация технологических процессов;
  • Основы проектирования и производства высокотехнологичной наукоемкой продукции (CALS-технологии);
  • Технология бережливого производства (LEAN-технологии);
  • Технологическое обеспечение качества ремонта и сервисного обслуживания транспортных средств.
Направления научно-исследовательской деятельности
  • Автоматизированная система принятия решений при технической подготовке производства;
  • Технология термического упрочения методом объёмно-поверхностной закалки боковых рам тележек грузовых вагонов;
  • Устройство поверхностного упрочнения зубьев крупномодульных зубчатых колёс;
  • Технология и аппаратура акустико-эмиссионной диагностики работоспособности подшипниковых узлов в сборе;
  • Технология изготовления, упрочнения и восстановления твердосплавного инструмента для обточки колёсных пар подвижного состава;
  • Исследование и разработка транспортных систем, основанных на новых технологических принципах;
  • Технологий подготовки поверхности и антикоррозионной защиты деталей транспортных средств;
  • Учебно-методическое обеспечение технологий бережливого производства в структурных подразделениях ОАО «РЖД».

В рамках проектной деятельности преподавателями и студентами ведется несколько научных направлений:

  • Система автоматической расцепки вагонов (электромагнитная сцепка вагонов);
  • Мобильный утилитарный двухосный автоматизированный комплекс;
  • Система автоматического определения человека (предмета) на путях;
  • Инновационный транспорт для перемещения грузов.
История

В 1924 г. на базе Высших технических курсов Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) и Московского института инженеров путей сообщения (МИИПС) был создан Тяговый факультет с пятилетним сроком обучения студентов. В учебном плане факультета в разделе «Общетехнические предметы» предусматривался курс «Технологии металлов и дерева». Предусматривалось также производственное обучение студентов в Учебных мастерских в летний период.

В 1924 г. в МИИТе была организована кафедра «Технология металлов» под руководством профессора А.В. Мастрюкова. Механическими мастерскими заведовал М.В. Игнатьев. В 1927-1928 гг. было закончено оснащение Учебных мастерских механическим, кузнечным и слесарным оборудованием. В период с 1927 по 1930 гг. кафедрой руководил профессор А.В. Панкин, в 1931 г. - профессор С.Ф. Глебов, в 1932-1933 гг. - профессор И.И. Кубышкин. В 1931-1934 гг. на кафедре были созданы Сварочная лаборатория, Лаборатория резания металлов, Металлографическая лаборатория, Лаборатория горячей обработки металлов.

В 1934 г. кафедра «Холодная обработка металлов» была выделена из кафедры «Технология металлов». В период с 1934 по 1937 гг. начальником кафедры был профессор И.М. Беспрозванный, а в 1938-1939 гг. - доцент И.А. Муравьев. В 1939 г. кафедра получила название «Обработка металлов резанием» (ОМР). В 1940-1941 гг. кафедрой ОМР руководил профессор С.Ф. Глебов.

В 1938-1941 гг. в Московском электромеханическом институте инженеров железно дорожного транспорта (МЭМИИТе) кафедра «Обработка металлов резанием» функционировала как самостоятельное подразделение.

В 1941-1945 гг. в связи с эвакуацией института в г. Томск кафедры «Обработка металлов резанием» и «Технология металлов и сварка» были вновь объединены в одну кафедру «Технология материалов» под руководством профессора д.т.н. А.Я. Тихонова. В 1945г. после возвращения из эвакуации, была вновь образована кафедра «Обработка металлов резанием» под руководством профессора И.М. Беспрозванного. В 1947г. кафедрой заведовал профессор д.т.н. Н.П. Зобнин.

В 1954г. После объединения МЭМИИТа с МИИТом кафедра «Обработка металлов резанием» была закреплена за механическим факультетом.

В 1971 г. кафедрой «Обработка металлов резанием» руководил профессор д.т.н. Д.Л. Юдин. В 1979г. в МИИТе был создан энергомеханический факультет путем слияния механического и энергетического факультетов. На базе бывшей кафедры «Обработка металлов резанием» была создана кафедра «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава» (ТТМ и РПС) и открыта одноимённая специальность. Позже, она была переименована в специальность «Технология машиностроения».

На кафедре работали выдающиеся учёные, такие как д.т.н. профессор Черневский Л.В., д.т.н. профессор Буше Н.А. - дважды лауреат премии СССР, заслуженный деятель науки РФ, д.т.н. профессор Брагинский А.П. – член Российской академии естественных наук.

В 1986 г., в ходе нового разделения Энергомеханического факультета кафедра ТТМ и РПС была закреплена за Механико-технологическим факультетом.

В 1986 г. кафедра ТТМиРПС, единственная в МИИТе, организовала образовательную деятельность для студентов, поступающих по целевым направлениям предприятий ЦТВР МПС по системе «Завод – ВТУЗ». Студенты, начиная со второго курса, одну неделю учились в институте, а одну неделю работали на передовых предприятиях г. Москвы. При этом студенты получали половину стипендии и зарплату на заводе. Данная система обучения позволяла готовить специалистов-практиков.

Кафедра внедряла различные формы обучения, в том числе с углублением учебной программы. В 1989 г. группа студентов обучалась 5,5 лет и после защиты получала дипломы инженеров-исследователей. Эти студенты обучались на филиале кафедры во Всесоюзном научно-исследовательском институте подшипниковой промышленности (ВНИИПП), где занимались акустико-эмиссионной диагностикой подшипников качения, работали на современных ЭВМ, САПРе и т.д.

С 1998 г. кафедра ТТМ и РПС функционирует как структурное подразделение вновь созданного Института транспортной техники и организации производства, а с 2011 г. как подразделение Института транспортной техники и систем управления.

Учебная лаборатория кафедры располагает современным металлообрабатывающим оборудованием. По окончании курсов лабораторных работ студенты приобретают навыки работы со сложной техникой в Кабинете компьютерного моделирования технологических процессов и программирования систем ЧПУ.

Большое внимание кафедра уделяет учебной практике студентов первого курса в Учебных мастерских. С 2004 г. Учебные мастерские МИИТа становятся структурным подразделением кафедры «ТТМ и РПС». Программами практических занятий в Учебных мастерских руководствуются все транспортные вузы России. На кафедре разработаны и неоднократно пересматривались технологические карты обработки учебных деталей, учебные и методические пособия, тетради заданий и отчетов по работам в мастерских.

В области подготовки инженерных кадров основной целью кафедры ТТМ и РПС является выпуск специалистов, способных эффективно адаптироваться в современных условиях производства, когда требуются знания прогрессивных технологий и современного оборудования. За время обучения на кафедре студенты получают обширные общетехнические и профессиональные знания.

Выпускники кафедры работают в ОАО «РЖД» и в Министерстве транспорта РФ, подразделениях ОАО "РЖД", ФПК, ВРК-1, ВРК-2, ВРК-3, АО Трансмашхолдинг, во ВНИИЖТе, ПКБ и ПКТБ ОАО «РЖД», метрополитене и городском транспорте.

С 1979 г. по 2013 г. кафедру «ТТМ и РПС» возглавлял заслуженный деятель науки и техники России, профессор, д.т.н. Д.Г. Ессеев. С 2013 года по настоящее время кафедру возглавляет профессор, д.т.н. Куликов М.Ю.

На кафедре работают: д.т.н., зав.каф. Куликов М.Ю.; д.т.н., проф. Евсеев Д.Г.; д.т.н., проф. Воронин Н.Н.; д.т.н., проф. Крукович М.Г.; к.т.н., доц. Корноухов А.П.; к.т.н., доц. Воронин Н.Н.; к.т.н., доц. Скляров В.М.; к.т.н., доц. Максимов Д.Г.; к.т.н., доц. Максимова Н.В.; к.т.н., доц. Мазин Г.С.; к.т.н., доц. Попов А.Ю.; к.т.н., доц. Лебедев И.В.; к.т.н., доц. Корытов А.Ю.; к.т.н., доц. Кульков А.А.; к.т.н., доц. Попов А.П.; к.т.н., доц. Милованова Л.Р., к.т.н., доц. Омаров А.Ю; к.т.н., доц. Иноземцев В.Е.; к.т.н.; ст. препод. Нечаев Д.А., ст. препод. Комаров Ю.Ю.; ст. препод. Фоля Т.И., ст.препод. Попова Т.А.