Основные сведения
О подразделении

Научно-исследовательский интерес кафедры связан непосредственно с проблемами транспорта.

Преподаваемые дисциплины
  • Теоретическая механика.
  • Механика. Теоретическая механика.
  • Механика.
  • Теоретическая и прикладная механика.
  • Прикладная механика.
Направления научно-исследовательской деятельности
  • Развитие теории метода конечных элементов в области построения криволинейных конечноэлементных моделей с неполиномиальными базисными функциями.
  • Вопросы устойчивости стержневых систем, пластин и оболочек, пространственные расчеты тонкостенных систем, в том числе взаимодействующих с окружающим грунтом, в частности мостовых пролетных строений, зданий и подземных сооружений.
  • Динамика мостов и других транспортных сооружений при высокоскоростных подвижных, аэродинамических, сейсмических и ударных воздействиях.
  • Вопросы определения эволюции напряженно-деформированного состояния конструкций, обладающих свойствами неоднородной упругоползучести.
  • Разработка и развитие математических моделей взаимодействия колеса и рельса.
История

Кафедра создана в 1896 году при образовании Императорского Московского инженерного училища, ныне Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ).

Теоретическая механика, базирующаяся на основных положениях физики и математики, принадлежит циклу фундаментальных учебных дисциплин, на которых основано высшее инженерно-техническое образование. Преподавание этой дисциплины с первых дней существования Московского Инженерного Училища (МИУ), открытого в 1896 году, проводилось выдающимися учеными – механиками, активно участвовавших в научных исследованиях, как прикладных, связанных непосредственно с проблемами транспорта, так и фундаментальных – имеющих общий характер. Эта хорошая традиция продолжалась и развивалась всеми поколениями руководителей и преподавателей кафедры.

Кафедру теоретической механики МИУ с момента его открытия до 1910 года возглавлял С.А. Чаплыгин.

За этот период работы в МИУ он подготовил и защитил знаменитую докторскую диссертацию «О газовых струях» [1], опередившую науку более, чем на тридцать лет и получившую мировое признание в то время, когда авиация преодолела сверхзвуковой рубеж скоростей. В это же время им написаны работы о движении твердого тела в жидкости и о механике системы [2 – 4]. В 20-х годах прошлого века профессор С.А. Чаплыгин создал ряд трудов, направленных на борьбу со снегом на железных дорогах. Впоследствии он стал академиком, награжден почетным званием Героя Социалистического Труда. С 1921 по 1942 год был научным руководителем ЦАГИ.

С 1910 по 1929 год заведующим кафедрой был И.В. Станкевич. Им опубликован конспект лекций по кинематике [5]. И.В. Станкевич был учеником профессора Н.Е. Жуковского, который, хотя сам и не преподавал в нашем учебном заведении, оказал существенное влияние на становление кафедры, так как почти все ее преподаватели были его учениками по Московскому университету. С 1910 года профессор Н.Е. Жуковский - почетный член МИУ.

Весомый вклад в научную работу кафедры сделал профессор А.Ф. Маслов, работавший с 1914 по 1918 год в Московском Институте Путей Сообщения (МИИТ) (так стало называться Московское Инженерное Училище с 1913 года). Член Московского Математического общества с 1919 года. Впоследствии он преподавал в Московском университете, заведовал кафедрой теоретической механики Тимирязевской Сельскохозяйственной Академии и других учебных заведениях.

С 1929 по 1931 год кафедрой заведовал крупный ученый – механик, профессор А.П. Котельников.

Общеизвестна его блестящая докторская диссертация «Проективная теория векторов» [6], в которой изложены основы неэвклидовой механики. Разработал оригинальные лекционные курсы «Аналитическая механика» [7] и «Механика» [8]. Впоследствии – заслуженный деятель науки и техники СССР (1934 г.) и лауреат Государственной премии СССР (1943 г.)

В середине 30-х годов преподаватели кафедры начали принимать участие в научно-технических конференциях института. В это же время научные исследования кафедры активно приблизились к транспортной тематике. На 1-й научно-технической конференции в 1936 году с докладами выступили доцент А.Ф. Мостовский, доцент А.М. Богданов-Черрин (заведовал кафедрой с 1932 по 1941 год), доцент М.П. Раевский.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов была тяжелым испытанием для всей страны. Кафедра в полном объеме разделяла все трудности войны. В самом ее начале доцент кафедры А.Ф. Мостовский и ассистент Г.А. Коляда добровольно вступили в шестую дивизию народного ополчения. В октябре 1941 года они погибли в боях на подступах к Москве. Участниками войны также были профессор Е.С. Сорокин, доценты И.П. Крешков и Б.В. Зылев, работавшие в разное время на кафедре. В 1942 году в эвакуации П.И. Горьков защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук, а в 1955 году – докторскую диссертацию. Он опубликовал ряд работ по проблемам механики транспорта [9].

С 1948 по 1960 год кафедрой руководил доктор технических наук, профессор Я.А. Пратусевич.

Он – выпускник МИИТа и много лет работал на кафедре строительной механики. К моменту перехода на кафедру теоретической механики он уже являлся известным специалистом по использованию вариационных методов в строительной механике [10]. С его приходом на кафедре активизировалась научная и методическая работа. Профессор Я.А. Пратусевич организовал регулярный выпуск сборников научных трудов кафедры. В 1954 году при кафедре была открыта аспирантура. Ученики его школы (преимущественно из выпускников факультета «Мосты и тоннели») успешно защитили кандидатские диссертации (В.Ф. Яшин, В.Б. Мещеряков, А.М. Горлов, В.В. Багреев).

Весомый вклад в научную работу кафедры внес профессор А.У. Галеев. Он занимался в основном динамикой поезда [11], его работы вплотную примыкали к исследованиям Н.Е. Жуковского и С.А. Чаплыгина. С именем профессора Галеева А. У. связано становление кафедры «Теоретическая механика» ВЗИИТ. Он заведовал кафедрой во ВЗИИТе с 1955 г. по 1961 г. В 1947 году ученую степень кандидата физико-математических наук получил И.П. Крешков (за исследование движения шестого спутника Юпитера). Доцент кафедры С.В. Помилуйко исследовал силовое взаимодействие деталей автосцепки грузовых вагонов.

С 1960 по 1966 год кафедрой заведовал доктор физико-математических наук, профессор М.И. Гуревич.

Работая с 1931 по 1951 год в ЦАГИ, он долгое время сотрудничал с академиком С.А. Чаплыгиным. За книгу «Теория струй идеальной жидкости» [12] он получил престижную премию имени академика С.А. Чаплыгина. Следует особо отметить цикл научных работ профессора М.И. Гуревича, посвященных аэродинамике скоростных поездов. По этой тематике успешно вели научные исследования его аспиранты Г.И. Верников, А.А. Якушев, П.М. Белоцерковский.

Доктор технических наук, профессор Е.С. Сорокин работал на кафедре с 1961 по 1983 год и заведовал кафедрой с 1966 по 1981 год. Он был известным специалистом по динамике сооружений. За период работы на кафедре опубликовал работу «Инструкция по расчету перекрытий на импульсивные нагрузки» [13] и большое количество статей.

Исследования в области динамики сооружений, начатые профессором Е.С. Сорокиным, успешно продолжили его ученики: А.С. Архипов, Ю.А. Ермолин, И.И. Иванченко, Е.Н. Курбацкий, А.Л. Емельянов, Б.А. Альтшуль, Л.Ф. Кочнева, А.И. Бондаренко. Заслуги профессора Е.С. Сорокина были по достоинству отмечены: он стал лауреатом премии имени академика Б.Г. Галеркина, в 1981 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации».

Доцент, кандидат технических наук Ж.Л. Правдин работал в области, относящейся к конструированию и расчёту на прочность железнодорожных вагонов. Доцент, кандидат технических наук Б.В. Зылев в 1950 году опубликовал статью «Давление льда на наклонные ледорезы» [14], которая имела отклик в научной литературе, посвященной ледотехнике и мостостроению. Он опубликовал ряд работ, посвященных движению переменных гироскопов, а также исследовал влияние гироскопических сил на движение локомотива.

Большой вклад в развитие теории расчета сооружений на деформируемом основании (в частности, железнодорожного пути) при действии подвижных и гармонических нагрузок внес своими работами профессор, доктор технических наук Г.Б. Муравский [15,16]. За многие годы работы на кафедре он создал школу, успешно развивающую его научные идеи. Среди учеников профессора Г.Б. Муравского следует отметить И.Р. Вульф, В.В. Найвельта, А.X. Соболевского, Ю.Д. Каплунова, Е.Г. Калашник.

Особняком выделяются работы профессора, доктора технических наук М.Л. Кемпнера с учениками (И.А. Алейников, Г. С. Назаренко, Р. В. Вострова), посвященные исследованию динамических процессов в тепловозных двигателях. Результаты этих работ внедрялись, в частности, на Коломенском локомотивостроительном заводе.

Значительный вклад в развитие научных расследований внес профессор Г.П. Бурчак. Его научные интересы весьма широки: устойчивость и колебания стержневых систем, в частности, мостовых пролетных строений [17], автоматизация прочностного расчета рам тележек подвижного состава, применение теории случайных процессов для создания методики виброзащиты железнодорожных экипажей, безотказность транспортных машин и оптимизация параметров подвески, совершенствование расчета устойчивости движения рельсовых экипажей. Исследовательскую работу профессор Г.П. Бурчак проводил в тесном взаимодействии со специалистами выпускающих кафедр, консультируя многочисленных учеников и сотрудников. Результаты сотрудничества находили отражение в учебной литературе, нормативных документах, а также в успешных защитах кандидатских диссертаций (В.С. Плоткин, А.Д. Гершгорин, Е.В. Сердобинцев, О.Л. Никольский, М.В. Вольнов, И.И. Вучетич и другие).

Исследованиями доктора технических наук, профессора В.В. Багреева [18] существенно обогатилась наука об ударном нагружении упругих стержней, балок, пластин, в том числе и на деформируемом основании. В последние годы он занимался синтезом динамометрических систем, в частности, разработкой высокоточной весоизмерительной и тензометрической аппаратуры.

Кандидат технических наук, доцент Н.М. Криворучко посвятила свои научные работы вопросам динамики и прочности подвижного состава. Некоторые ее разработки, выполненные совместно с кафедрами «Электрическая тяга», «Вагоны» и отделением динамики и прочности ВНИИЖТа, были использованы при создании нормативных документов МПС.

Многие годы занимался разработкой теории расчета несимметричной прокатки металлических полос кандидат технических наук, доцент Е.Б. Горбачев. С ним активно сотрудничала кандидат технических наук, доцент Р.М. Клюшникова. Результаты их исследований успешно внедрялись на ряде металлургических комбинатов страны.

Разработанные кандидатами технических наук, доцентами Ю.А. Ермолиным и Ю.А. Горьковым новые математические модели динамического взаимодействия пантографа и контактного провода использованы в дальнейшем в целях совершенствования соответствующих конструкций и устройств. Интересное исследование выполнил В.Д. Богацкий: им установлены динамические закономерности процесса разгрузки сыпучих грузов, найдены значения параметров конструкции вагона и рессорного подвешивания, при которых обеспечивается устойчивость вагона при учете боковой ветровой нагрузки.

С 1981 по 1997 год кафедрой заведовал доктор технических наук, профессор В.Б. Мещеряков.

В период с 1959 по 1977 год в работах профессора В.Б. Мещерякова была построена теория расчёта тонкостенных стержней открытого профиля с учетом деформаций сдвига в срединной поверхности. Исследования в этой области продолжаются, в них участвовали аспиранты Ю.Ю. Сорин (1987 год), А.О. Шимановский (1992 год), Е.В. Чефанова (2004 год).

Начиная с 1969 года, в содружестве с Семибратовским филиалом НИИОГАЗа было развернуто экспериментально-теоретическое исследование динамики механического оборудования промышленных электрофильтров. В этом исследовании (в разные годы) принимали участие А.С. Архипов, И.И. Иванченко, Е.Н Курбацкий, А.Л. Емельянов, С.А. Курнавин, О.Н. Соболева, Ю.Ю. Сорин, А.О. Шимановский, В.И. Исаев, В.И. Куранчев, Им Чхол Су (аспирант, гражданин КНДР), а также студенты различных факультетов. Тремя сотрудниками Семибратовского филиала НИИОГАЗа (А.И. Завьялов, Е.Н. Рудометов, В.А. Гузаев) под руководством В.Б. Мещерякова были защищены кандидатские диссертации. По результатам исследований был сделан ряд докладов на Международных симпозиумах (1973 год – Москва, 1977 год – Вашингтон, 1979 год – Суздаль; 1982, 1993 и 1994 годы – Москва).

Начиная с 1992 года, под руководством В. Б. Мещерякова проводились теоретические исследования ударного взаимодействия колесных пар, имеющих дефекты в виде ползунов, с рельсовым путем. В этой работе участвовали В.И. Исаев, Г.А. Емельянова, Е.И. Кравцева, А.В. Кузнецов.

Впоследствии состоялись защиты кандидатских диссертаций: А.В. Кузнецов (2000 год), Г.А. Емельянова (2001 год), В.И. Исаев (2006 год).

В.Б. Мещеряков опубликовал монографию «Статика, динамика и устойчивость тонкостенных стержней с учетом деформаций сдвига» [19] и учебник по теоретической механике [20].

С 1997 по 2002 год кафедрой заведовал доктор технических наук, профессор Е.Н. Курбацкий.

Профессор Е.Н. Курбацкий разработал метод решения задач строительной механики и теории упругости, основанный на свойствах изображений Фурье финитных функций. Применение метода к решению практических задач в ряде отраслей промышленности позволило построить эффективные расчетные алгоритмы. Под его руководством активно работали доценты А.С. Архипов, О.Н. Соболева, С.П. Седунова, А.И. Бондаренко. Совместно с С.А. Курнавиным профессор Е.Н. Курбацкий построил метод расчета защитных экранов и прогнозирования уровней вибрации в зданиях, расположенных вблизи линий метрополитена мелкого заложения; за последние годы он решил целый ряд задач, связанных с сейсморазведкой [21]. С 2002 года Е.Н. Курбацкий заведовал кафедрой «Тоннели и метрополитены» (с 2007 года после слияния этой кафедры с кафедрой «Основания и фундаменты» Е.Н. Курбацкий возглавил кафедру «Подземные сооружения»).

Начиная с 1992 года, фундаментальные исследования ученых МИИТа получали финансовую поддержку от внебюджетного фонда НИОКР МПС Российской Федерации. В этих исследованиях принимали участие профессора Г.П. Бурчак, И.И. Иванченко, В.Б. Мещеряков; результаты докладывались на конференциях и симпозиумах, а также публиковались в трудах этих форумов.

Многие научные результаты сотрудников кафедры имеют международный уровень. Книга М.И. Гуревича «Теория струй идеальной жидкости» [12] была переведена на английский язык. Е.С. Сорокин выступал с докладом на международной конференции в Польше. Публиковали свои результаты в зарубежных журналах В.В. Багреев, Д.Д. Захаров, В.Э. Наумов, В.Б. Мещеряков. Участвовали в международных симпозиумах: в рамках СЭВа в 1973 году А.С. Архипов, И.И. Иванченко, Е.Н. Курбацкий, В.Б. Мещеряков; в трех советско-американских (1977, 1979, 1982 годы) – Е.Н. Курбацкий, В.Б. Мещеряков. Д.Д. Захаров принимал участие в работе симпозиума IUTAM (1990 год, Прага). В.Э. Наумов участвовал в пяти международных симпозиумах: 1988 год – Польша, 1990 год – Румыния, 1991 год – Тбилиси (международный симпозиум, посвященный 100-летию академика. Н. И. Мусхелишвили), 1991 год – Англия, 1992 год – США.

На традиционной, проводящейся в Днепропетровске конференции «Проблемы механики железнодорожного транспорта» (с 1992 года она стала международной) выступали с докладами профессора Г.П. Бурчак, И.И. Иванченко, В.Б. Мещеряков с аспирантами. Профессор Г.П. Бурчак выступал неоднократно на международных конференциях, в 1994 году опубликован на английском языке его доклад в Иокогаме (Япония). В октябре 1994 года в Лос-Анджелесе (США) была доложена на международном семинаре работа профессора Е.Н. Курбацкого с аспирантом В. Никитенко (и с еще двумя соавторами).

Коллектив кафедры поддерживает тесные связи с кафедрой строительной механики МИИТа, с учеными выпускающих кафедр и с ведущими специалистами целого ряда отраслевых научных институтов. Такое сотрудничество благотворно сказывается на качестве научных исследований сотрудников и повышает методический уровень педагогического процесса.

С 2002 года кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор, советник государственной Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), академик Академии проблем качества Российской Федерации С.Б. Косицын.

Он выпускник МИИТа, ученик академика РААСН, профессора А.В. Александрова, многие годы работал на кафедре строительной механики и является известным специалистом, развивающим теорию метода конечных элементов. Профессор С.Б. Косицын успешно применяет этот метод в механике пространственных систем. При его непосредственном участии проведены прочностные расчеты уникального вантового моста через реку Обь в г. Сургуте; вантового моста «Живописный» с арочным пилоном в г. Москве; тоннеля «Лефортово», зданий Государственного Академического Большого Театра, Государственного Исторического музея при их реставрации и некоторых объектов исторического ансамбля Кремля в г. Москве. Им опубликовано 239 научных и методических работ, в том числе позиционируемых в РИНЦ – 64, ВАК – 36, Scopus и Web of Science – 15.

Кадровый состав кафедры в 2023 году – 10 преподавателей: доктора технических наук, профессора И.И. Иванченко, С.Б. Косицын, Т.Н. Тер-Эммануильян, кандидаты технических наук, доценты М.М. Бегичев, А.И. Бондаренко, Г.С. Назаренко, А.Н. Телых, Е.В. Чефанова, старший преподаватель О.Р. Баган, ассистент Грудцына И.Е.

Коллектив кафедры ведет научно-исследовательскую работу по разработке новых и развитию существующих цифровых технологий в целях анализа напряженно-деформированного состояния, прочности, жесткости и устойчивости элементов конструкций искусственных сооружений и подвижного состава в строительстве и на транспорте при статических и динамических воздействиях.

Так под руководством профессора С.Б. Косицына и доцента Г.А. Мануйлова (кафедра «Строительная механика») доцент Бегичев М.М. и ассистент И.Е. Грудцына занимаются исследованием устойчивости систем, образованных из стержней, тонких пластин и оболочек при упругих и упругопластических деформациях [22 – 25, 37, 38]. Аспирантами Чан Суан Линем (гражданин Вьетнама) и В.Ю. Акуличем (руководитель – профессор С.Б. Косицын) решен ряд контактных задач о взаимодействии оболочек, моделирующих обделки тоннелей, с окружающими массивами грунта [26, 39].

Одним из ведущих профессоров кафедры является Игорь Иосифович Иванченко, выпускник МИИТа и МГУ им М.В. Ломоносова. Профессором И.И. Иванченко разработана новая теория динамического расчета транспортных сооружений (мостов и верхнего строения железнодорожного пути) на основе граничноэлементного подхода и метода конечных элементов. Теория реализуется при исследовании нестационарных воздействий на сооружения, включая исследования на воздействие высокоскоростных инерционных подвижных, сейсмических и ударных нагрузок. В своих работах профессором И.И. Иванченко предложены методы для расчета многостержневых и комбинированных систем на неустановившиеся воздействия с применением предложенных им граничных стержневых элементов, жестких (с упруго-вязкими связями) конечных элементов и традиционных (при степенной аппроксимации смещений) суперэлементов. Теория построена на базе предложенных И.И. Иванченко шаговой, безусловно-устойчивой процедуры для решения линейных и нелинейных задач динамики сооружений и метода расчета сооружений на действие подвижных инерционных нагрузок, «метода узловых ускорений». В его работах представлено семейство граничных элементов для различных моделей стержней и основания. На основе разработанной теории построены решения задач о взаимодействии высокоскоростных составов с различными пространственными конструкциями мостов, с монорельсовой дорогой и динамическими моделями верхнего строения неоднородного железнодорожного пути. В работах проф. И.И. Иванченко исследованы вопросы резонансных режимов, возникающих в указанных конструкциях при высокоскоростном движении. Рассмотрены вопросы распространения волн деформаций в мостовых и путевых конструкциях, вопросы сейсмических и аэродинамических воздействий на мосты и процессы надвижки пролетных строений мостов при их строительстве. Для численной реализации и тестирования методов профессором И.И. Иванченко и его учениками разработаны соответствующие вычислительные комплексы. Под руководством профессора И.И. Иванченко работали доцент Г.С. Назаренко и аспиранты Т.А. Иноземцева, Д.Г. Грошев, С.Н. Шаповалов.

Профессором И.И. Иванченко опубликовано более 120 статей, в том числе 24 в зарубежных изданиях, и две книги [27, 28], включая монографию «Динамика транспортных сооружений: высокоскоростные подвижные, сейсмические и ударные нагрузки», награжденную дипломом РААСН в 2013 г. Результаты исследований докладывались И.И. Иванченко в России и на 12 зарубежных международных конференциях по динамике сооружений и высокоскоростному движению поездов (STECH’03, STECH’09, STECH’12, VSDIA 2000, EURODYN 2002, EURODYN 2005, EURODYN 2008, EURODYN 2011, VEESD 2013 , EUROMECH 409, EUROMECH 484 и др.) в странах Европы (Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Бельгии и др.) и Азии (Японии и Республика Корея).

В 2014 году проф. И.И. Иванченко стал лауреатом премии правительства Российской Федерации в области образования

Одним из ведущих профессоров кафедры является гражданка Казахстана Т.Н. Тер-Эммануильян. Она совместно с аспирантами А.А. Орловым и Н.Ю. Турбиным сделала ряд докладов на различных конференциях и опубликовала интересные статьи по теории ползучести железобетона. Профессором Т.Н. Тер-Эммануильян разработан метод полной дискретизации в совместном расчете во времени системы «конструкция – фундамент – грунт» [29], проводятся исследования по совершенствованию теории ползучести железобетона [40].

Доценты А.Н. Телых и Е.В. Чефанова исследовали кинематику и динамику взаимодействия ротационного рабочего органа с грунтом [30].

Преподавателями кафедры сделаны доклады на российских и международных конференциях, опубликованы статьи в рецензируемых научных журналах, позиционируемых в РИНЦ, ВАК, Scopus и Web of Science.

Большое внимание уделяется на кафедре методической работе. За последние годы арсенал методических разработок пополнился новыми изданиями. С.Б. Косицын, Н.М. Криворучко, О.Р. Баган написали учебное пособие и сборник тестовых заданий по кинематике [31, 32]. И.И. Иванченко, С.Н. Шаповалов – «Основы теории для расчета составных конструкций и сборник заданий для самостоятельной работы по теоретической механике с элементами УИРС (статика)», учебное пособие [33]. М.М. Бегичев, А.И. Бондаренко, Ю.А. Горьков, Г.С. Назаренко, А.Н. Телых и Е.В. Чефанова подготовили ряд других пособий [34 – 36].

Ряд профессоров кафедры избраны в академии (С.Б. Косицын – советник государственной Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), академик Академии проблем качества Российской Федерации, И.И. Иванченко – член - корреспондент в Российской инженерной академии).

Помимо основной работы на кафедре сотрудники участвуют в работе диссертационных советов: С.Б. Косицын (40.2.002.01 при МИИТе, зам. председателя, 24.2.339.05 и 24.2.339.09 при МГСУ, ПДС 2022.009 самостоятельного диссовета при РУДН), И.И. Иванченко (Д 40.2.002.01 и 40.2.002.10 при МИИТе).

С.Б. Косицын – председатель Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК): по направлению подготовки бакалавров 01.03.04 «Прикладная математика», профилю подготовки: «Применение математических методов к решению инженерных и экономических задач» в НИУ МГСУ; председатель ГЭК по направлению подготовки аспирантуры 09.06.01 «Информатика и вычислительная техника», специальности 1.2.2. «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» НИУ МГСУ , председатель ГЭК по направлению магистратуры 08.04.01 «Строительство» по программе «Архитектура, геометрия и расчет большепролетных пространственных структур» и по направлению аспирантуры 08.06.01 «Техника и технология строительства», специальности 2.1.9. «Строительная механика» РУДН.

Строительство: наука и образование» (НИУ МГСУ), входит в состав организаторов – учредителей межвузовского научного семинара «Геометрия и расчет тонких оболочек неканонической формы» при РУДН.

На кафедре работает аспирантура. Аспиранты успешно защищают диссертации в диссертационных советах.

Преподаватели кафедры читают лекции и проводят практические занятия по теоретической механике для студентов более 20 специальностей в 6 институтах университета, а также в РАПСе и в группах вечерней и очно-заочной форм обучения.

Кафедрой ежегодно проводится олимпиада по теоретической механике, в которой принимают участие наиболее подготовленные студенты всех подразделений университета, По результатам университетской олимпиады формируется сборная команда РУТ (МИИТ), принимающая участие в городской олимпиаде (в 2008 году сборная команда МИИТа заняла почетное четвертое место среди пятнадцати представленных ВУЗов г. Москвы).

При кафедре работает студенческое научное общество (СНО). Здесь студенты углубленно изучают различные разделы теоретической механики, наиболее близко примыкающие к выбранным специальностям. Ежегодно проводятся студенческие научные конференции, на которых студенты выступают с интересными научными докладами. За последние пять лет прошло пять конференций, на которых с докладами выступили более 50 студентов.

Коллектив кафедры уверенно смотрит в будущее.

Библиографический список

1. Чаплыгин С.А. О газовых струях. – М., 1902. – 121 с.

2. Чаплыгинъ С.А. О нѣкоторыхъ случаяхъ движенiя твердаго тѣла въ жидкости. Статья вторая Матем. сб., 1897, 20:1, 115–170.

3. Чаплыгинъ С.А. О нѣкоторыхъ случаяхъ движенiя твердаго тѣла въ жидкости. Статья вторая (продолженiе) Матем. сб., 1898, 20:2, 173–246.

4. Чаплыгин С.А. Механика системы. Ч. 2. Динамика системы. — М.: Изд-во груп. слушат., 1907. – 180 с.

5. Станкевич И. В. Теоретическая механика. Конспект лекций, читанных в Московском институте инженеров путей сообщения / И. В. Станкевич. Кинематика, 1913, 166 с.

6. Котельников А.П. Проэктивная теорія векторовъ. Казань: Типо-Литографія Императорскаго Університета, 1899.

7. Котельников А.П. Аналитическая механика профессора А. П. Котельникова. Лекціи читанныя въ 1900 – 1901 уч. г. Библіотека химическаго кружка имени М.И.Коновалова при К.П.И., 1901.

8. Котельников А.П. Механика. Курсъ лекцій, читанный въ Кіевскомъ Политехническомъ Институтђ императора Александра ІІ въ 1901 – 1902 ак. году ординарнымъ профессоромъ А. П. Котельниковымъ, 1902.

9. Горьков П.И. Ударное взаимодействие колеса и рельса при наличии выбоины на бандаже// Труды МИИТа. 1955. Вып. 80 (I). С. 189-211.

10. Пратусевич Я.А. Вариационные методы в строительной механике / М. – Л.: Гостехиздат, 1948. – 400 с.

11. Галеев А.У. Усилия, возникающие при трогании и полном служебном торможении грузовых поездов. Докт. диссертация, М., 1952, 251 с.

12. Гуревич М.И. Теория струй идеальной жидкости. М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1961. – 496 с.

13. Сорокин Е.С. Инструкция по расчету перекрытий на импульсивные нагрузки. М.: Стройиздат, 1966.

14. Зылев Б.В. Давление льда па наклонные ледорезы. Труды МИИТа, вып. 74. М.: 1950.

15. Муравский Г.Б., Колебания балки типа Тимошенко, лежащей на упругонаследственном основании// Изв. АН СССР, Механика твердого тела. – 1981.– № 5. – С. 167 – 179.

16. Муравский Г.Б., Поволоцкая М.Ф. К вопросу о действии подвижной нагрузки на деформируемые системы // Строит. механика и расчет сооружений. – 1988. – № 3. – С. 38 – 43.

17. Бурчак Г.П. О пространственной устойчивости и колебаниях сплошных балочных пролетных строений с ездой по верху. Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата техн. наук / МПС СССР. Моск. ордена Ленина ин-т инженеров ж.-д. транспорта им. И. В. Сталина. Кафедра «Мосты». М.: 1953. – 12 с.

18. Багреев В.В. Протекание процесса удара за пределами применимости теории Герца. Инженерный журнал АН СССР. Том V. Выпуск 4. 1965.

19. Мещеряков В.Б. Статика, динамика и устойчивость тонкостенных стержней с учетом деформаций сдвига. М.: Изд-во АСВ, 2014. 264 с.

20 Мещеряков В.Б. Курс теоретической механики. Учебник для ВУЗов. Учебно-методический центр ОАО РЖД. 2012, 280 с.

21. Курбацкий Е.Н. Спектры Фурье и спектры ответов на землетрясения: теория и приложение / М.: Сросэкспертиза, 2018. – 155 с.

22. Manuylov G. A., Kosytsyn S. B., Begichev M.M. Classical Solution and Edge Effect in the Problem of Stability of an Axially Compressed Cylindrical Shell. № 1 – 2020. – С. 48-54.

23. Мануйлов Г. А., Косицын С.Б., Грудцына И. Е. Численный анализ критического равновесия гибкой подкрепленной пластины с учетом влияния начальных геометрических несовершенств. Строительная механика и расчет сооружений. № 1 (288). – 2020. – С. 30 – 36;

24. Мануйлов Г.А., Косицын С.Б., Грудцына И.Е. Численный анализ устойчивости подкрепленных пластин с некратными критическими нагрузками. Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. Т. 16, № 1. – 2020. – С. 54 – 61;

25. Manuylov G.A., Kosytsyn S.B., Grudtsyna I.E. Influence of Buckling Forms Interaction on Stiffened Plate Bearing Capacity. International Journal for Computational Civil and Structural Engineering. Vоlume 16, Issue 2. – 2020. – P. 83 – 93;

26. Kosytsyn Sergey, Akulich Vladimir. Buckling Load of an Infinitely Long Cylindrical Shell Interacting with the Soil Environment. IOP Conf. Series: Journal of Physics: Conf. Series 1425 (2020) 012078 doi:10.1088/1742-6596/1425/1/012078 – P. 1 – 9.

27. Иванченко И.И. Динамика транспортных сооружений: высокоскоростные подвижные, сейсмические и ударные нагрузки. М.: Наука, 2011. – 574 с.

28. Иванченко И.И. Динамика мостов: высокоскоростные подвижные, аэродинамические и сейсмические нагрузки. М.: Наука, 2021. – 527 с.

29. Тер-Эммануильян Т.Н., Полумордвинов И.О. Метод полной дискретизации в совместном расчете во времени системы «конструкция – фундамент – грунт» / Строительная механика инженерных конструкций и сооружений, 2019, Том 15, №3, С 171-181.

30. Телых А.Н., Чефанова Е.В. Кинематика и динамика взаимодействия ротационного рабочего органа с грунтом / № 3. С. 85–89.

31. Косицын С.Б., Криворучко Н.М., Баган О.Р. Теоретическая механика. Кинематика. Учебное пособие. М.: МИИТ, 1916. 51 с.

32. Косицын С.Б., Криворучко Н.М., Баган О.Р. Теоретическая механика. Кинематика. Ч 1: Сборник тестовых заданий. М.: РУТ (МИИТ), 2017. 64 с.

33. Иванченко И.И., Шаповалов С.Н. Основы теории для расчета составных конструкций для курсовых работ по теоретической механике с элементами УИРС (статика). Учебное пособие. М.: РУТ (МИИТ), 2018. 54 с.

34. Бондаренко А.И. Кинематический способ нахождения обобщенных сил для составления дифференциальных уравнений малых колебаний системы с одной степенью свободы: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Теоретическая механика». М.: РУТ (МИИТ), 2018. 30 с.

35. Горьков Ю.А., Назаренко Г.С., Баган О.Р. Теоретическая механика. Статика. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. М.: РУТ (МИИТ), 2019. 25 с.

36. Чефанова Е.В., Телых А.Н., Бегичев М.М. Теоретическая механика. Кинематика. Учебно-методическое пособие. М.: РУТ (МИИТ), 2020. 48 с.

37. Manuilov G. A., Kositsyn S.B., Begichev M. M. On the Loss of Stability and Postcritical Equilibrium of Compressed Thin-Walled Angle Bars. International Journal for Computational Civil and Structural Engineering. Vоlume 18, Issue 1. – 2022. – P. 109 – 118.

38. Manuilov G. A., Kositsyn S.B., Begichev M. M. On the Calculations for the Stability of Beams, Frames, and Cylindrical Shells in the Elasto-Plastic Stage. International Journal for Computational Civil and Structural Engineering. Vоlume 18, Issue 2. – 2022. – P. 112 – 120.

39. Kositsyn S.B., Akulich V.Y. Influence of Stage-By-Stage Construction of a Cylindrical Shell on Stress-Strain States of an Existing Nearby Shell in a Soil Body. International Journal for Computational Civil and Structural Engineering. Vоlume 4, Issue 3. – 2022. – P. 25 – 36.

40. Sanzharovsky R., Sieber F., Ter-Emmanuilyan T. «Analysis of the modern International Harmonized Format» of the theory of concrete creep. Lecture Notes in Civil Engineering. 2022. Т. 182. С. 535-547.